Государственные и католические праздники Польши в 2021 году
1 января (пятница) - Новый год / Nowy Rok
6 января (среда) - Трёх Королей или Богоявление / Trzech Króli
4 апреля (воскресенье) - Пасха / Wielkanoc
5 апреля (понедельник) - Пасхальный понедельник / Poniedziałek Wielkanocny
1 мая (суббота) - День Труда / Święto Pracy
3 мая (понедельник) - День Конституции / Święto Konstytucji 3 Maja
23 мая (воскресенье) - День Сошествия Святого Духа / Zesłanie Ducha Świętego
3 июня (четверг) - День Тела Господня / Boże Ciało
15 августа (воскресенье) - День Успения Пресвятой Богородицы, День Польской Армии / Wniebowzięcie Najświętszej Maryi Panny, Święto Wojska Polskiego
1 ноября (понедельник) - День Всех Святых / Wszystkich Świętych
11 ноября (четверг) - День Независимости / Święto Niepodległości
25 декабря (суббота) - Рождество / Boże Narodzenie (pierwszy dzień)
26 декабря (воскресенье) - Второй День Рождества / Boże Narodzenie (drugi dzień)
В Польше чтут и любят национальные, государственные и религиозные праздники, но помимо основных праздников существуют еще удивительные традиции, народные обычаи и странные предпочтения в еде...
Подробнее →(Marzanna) ‒ это польское имя славянской богини, которую связывают с зимой. Каждый год, в первый день весны, поляки делают соломенную куклу, поджигают её, а затем топят в реке. Цель ритуала - прогнать зиму и ускорить пробуждение природы. Традиция сожжения Мажанны по-прежнему популярна в некоторых регионах Польши, хотя мало кто верит, что это действительно ускорит приход весны. |
Подробнее →‒ распространённый ритуал, который символизирует переход невесты в новое состояние: превращение из девушки в замужнюю женщину. По традиции невесте подстригали или укорачивали волосы и надевали чепец. Отсюда и название ритуала. Обряд пережил существенную трансформацию, и сегодня «очепины» ‒ это время самых безумных свадебных увеселений, игр, конкурсов и ритуалов, одним из которых является кидание букета невесты. Очепины, в целом, весёлый карнавал. |
Подробнее →Согласно польскому словарю поправины (poprawiny, от poprawić - поправить) ‒ это продолжение свадебного обряда, мероприятие, проходящее на следующий день после основных церемоний бракосочетания. Свадебная вечеринка с друзьями и родственниками молодых заканчивается порой лишь через пару дней. |
Подробнее →‒ великий праздник, торжественный день для всех христиан. При сервировке праздничного стола под скатерть поляки кладут немного соломы, символизирующей хлев, в котором родился Иисус Христос. Случайный человек за столом считается Божьим благословением, предвещающим семье процветание и удачу, поэтому на праздничный стол ставится лишний столовый прибор. Народная польская пословица гласит: «Гость - в дом, Бог - в дом». |
Подробнее →По народной традиции в понедельник после Пасхи, праздновали приход весны, пробуждение сил природы, а заодно присматривали себе пару на будущее. Обряд напоминает водное сражение с применением водных пистолетов, бутылок, пластиковых пакетов и всего, что окажется под рукой. Поливание водой ассоциируется с крещением и благословением (праздник схож с нашим днём Ивана Купалы). |
Подробнее →– это миниатюрные бутерброды, сделанные на основе хлеба или хлебных гренок, с самыми разнообразными начинками: мясными, рыбными, овощными, фруктовыми. Kanapki присутствуют в меню каждого праздничного застолья и повседневной жизни поляков. |
Литература:
Фестиваль польских фильмов «Висла»
На протяжении многих лет ежегодный Фестиваль польских фильмов «Висла» проходивший в Москве при участии фонда «Поддержка» и продюсерской компания «Фест-фильм» при помощи Министерства культуры Российской Федерации, зарекомендовал себя как крупнейший смотр польского кино.
С 2018 года показ польского кино расширил свой диапазон и стал доступен в других городах России. Главной целью кинофестиваля показать россиянам богатство и полноту польского кинематографа. В нашем городе кинофорум проходил на площадке Центральной библиотеки два года подряд. Польское кино очень популярно среди читателей нашей библиотеки.
На 11 кинофестивале 2018 года были представлены лучшие фильмы польских кинорежиссеров Лукаш Палковски (Lukasz Palkowski) и Мариуш Палей (Mariusz Palej), которые сопровождались лекцией «История польского кино» режиссера Алтайского филиала Союза кинематографистов России Владимиром Кузнецовым.
В 2019 году наших читателям были продемонстрированы фильмы «Планета Синглов» режиссера Митяя Окорн, «Клуб Бродяга» режиссёра Томаш Шафраньски, «Послеобразы» режиссёра Анджей Вайда.
Поляки на Алтае
Первые поляки на Алтае были ссыльные в период 1863 – 1864 годов. По сохранившимся документам, это дворяне, участники восстания в Польском Царстве, которые были депортированы в город Барнаул около 54 человек.
Ввиду странных обстоятельств, а точнее пожарами в городе, большую часть ссыльных быстро расформировали и перевели в Усть-Каменогорске и Семипалатинске и других районах Алтайского края. Намного позднее выяснилось, что виновниками пожаров были мастеровые, недовольные реформами 1861 года.
В тот период поляки не считались иностранцами, могли свободно передвигаться по всей территории страны, так как часть Польши принадлежала Российской империи, и служили в царской армии.
В 1904 году в Барнаульской общине состояли 400 поляков. Это были предприниматели, горные инженеры, врачи, музыканты, архитекторы, ремесленники, портные, булочники, сапожники.
К 1913 году в Барнаульском гарнизоне служило уже более 200 католиков и
был построен костел по проекту архитектора-поляка Яна Носовича. Костел был действующим до 1931 года далее в связи с гонениями на религию он был наполовину разрушен и восстановлен лишь в 1937 г. После реставрации в здании разместили аптеку, которая действует и в настоящее время.
Для всех интересующихся историей и культурой поляков:
Поляки на Алтае. Алтай в Польше (XVIII-XXI вв.): сборник научных статей / [автор составитель Бубнович В. М. и др.] ; Фонд «Рос.-пол. центр диалога и согласия». - Барнаул: Алтайский Дом Печати, 2013. – 171 с.
Сборник представляет собой совместный труд российских, польских, казахских исследователей, посвященный проблемам истории и культуры поляков на Алтае (XVIII–XXI вв.). На основе изучения и анализа широкого круга источников рассматриваются вопросы истории поляков на Алтае, их портреты и судьбы, участие в культурной жизни региона . |
Поляки на Алтае : научно-популярный справочник-информатор /[ автор составитель: Б. В. Бабарыкин и др]; Фонд «Рос.-пол. центр диалога и согласия». - Барнаул : Алтайский Дом Печати, 2013. - 62 с.
Это первое научно-популярное издание, включающее сведения о поляках на Алтае. В нем представлены имена известных ученых, врачей, государственных служащих, предпринимателей, деятелей культуры, искусства; памятные места, связанные с пребыванием поляков. |
В настоящее время общественная организация «Orzeł Biały» насчитывает около 100 человек, является национальным центром по созданию условий для самоорганизации и самостоятельного решения вопросов сохранения самобытной национальной культуры, укрепления связей поляков, проживающих в городе и другими польскими общинами в Российской Федерации и за рубежом.
Польский национальный центр «Orzeł Biały» проводит мероприятия, отражающие традиции и обычаи польского народа, такие как Рождество, Новый год Пасха.
В Бийске построена римско-католическая церковь Святого Иоанна Крестителя. В ее строительстве принимала участие молодежь Польского национального центра совместно с волонтерами из Польши.
Организация имеет сайт и странички в социальных сетях.
Председатель - Рафальский Валерий Витальевич.
Адрес: 659301 город Бийск, ул. Вячеслава Шишкова, д. 48