Библиотека имени В.М. Шукшина

   

         Первые упоминания о кумандинцах Алтая в русских исторических источниках относятся к 1626 году. В 1928 году кумандинцы были учтены в качестве отдельной народности, тогда на территории РСФСР их насчитывалось 6327 человек. Все они проживали на территории Сибирского края, в том числе 4948 — в Бийском округе, 1384 — в Ойратской автономной области (ныне Республика Алтай). В 2000 году Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» кумандинцы были причислены к коренным малочисленным народам. 
  Сейчас в Алтайском крае насчитывают полторы тысячи представителей кумандинского народа. На территории Бийска организованно четыре общественных организации кумандинцев: Региональная общественная организация «Исток», Бийская община коренного малочисленного народа, Территориально-соседская община «Самзар», Алтайская региональная общественная организация «Объединение кумандинцев Алтая».
  


Сотворение мира_

Сотворение мира «Мир – это гигантское яйцо, снесённое в море лебедем. И под воздействием солнечных лучей на яйце возникла земля, на которой находится растительный и животный мир», – так была передана легенда о сотворении мира кумандинскими сказителями.

В каждом кумандинском роде были сказители, хранившие устные поэтические произведения народа. Человека, исполняющего богатырские сказания в сопровождении музыкального инструмента КАЙ-КОМУСА, величали – КАЙЧИ. Сказки, легенды, обычаи, поговорки и приметы передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Долгими зимними вечерами все родственники собирались в одном доме, куда приглашался сказитель. Хозяйка дома готовилась встретить гостей. На стол ставилась глиняная чашка, наполненная жиром, с деревянными лучинами внутри. Девушки и женщины приносили с собой прялки, юноши и мужчины плели путы для лошадей. Когда входил кайчи, в доме наступала тишина. Он тихим певучим голосом начинал рассказывать о героических подвигах своего народа, шаманах и духах, которым кумандинцы поклоняются и в настоящее время. Сказитель заканчивал рассказ, и хозяйка дома приглашала всех к столу, угощая любимыми блюдами: горячими пельменями (шертемешем), пирогами (пирек).

Сказители_
СказителиСказитель

Национальные орнаменты. Узоры.

Кумандинский народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Люди занимались охотой, рыбалкой, скотоводством, собирательством. А поэтому различные формы орнамента складывались в связи со своеобразием жизни, быта, труда и окружающей природой. Композиция и цвет орнамента также отражают мировосприятие кумандинского народа. Вера в чудо. Лебединое происхождение кумандинцев. Это можно уловить в деталях напоминающих лебедь либо размах крыла. Кумандинцы отдают предпочтение ярким цветам: красный - представление тепла, радости, счастья, цвет огня, которому поклонялись кумандинцы; оранжевый и жёлтый цвет - сходство с солнцем источником всего живого на Земле; голубой, синий, зелёный и белые цвета - ассоциации с небом, озёрами, реками Горного Алтая. Ведь недаром Алтай называют «страной голубых озёр», «золотая земля» и «жемчужиной Сибири».

Узоры и орнаменты использовались для украшения одежды, сбруи лошадей, ковров и других атрибутов быта. Резьбой по дереву украшали дома, утварь, сундуки - карчиктар, посуду - тепши аяктар, литье, обувь, тиснение, на бересте украшали предметы быта.

Представлены образцы орнаментов сохранившихся до настоявшего времени:>

рис 44


Ковер из шерстикатаный, «Тер кииз», размеры и орнамент выбирался индивидуально. При катании ковров использовали от трёх или более расцветок. (рис. 44)

рис 50


Узоры для тиснения по дублёной коже, на бересте, для вышивки на одежде, чеканки по серебру и других изделий. (рис. 50)

рис 48


Узоры на серебре, чеканка с просечкой. Ими украшали одежду знатные женщины из рода Чедыбер, нагрудные украшения с обеих сторон. (рис. 48)

рис 58


Узоры вышивались или вырезались из кожи, пришивались к верхней одежде или к платьям. На коже производили тиснение. Орнаменты с символикой на четыре стороны света – обереги от злых духов способствуют благополучию и удачи в жизни. (рис 58)

рис 61


Узор для вышивки, тиснения сбруи. (рис. 61)

рис 62


Узор для резьбы по дереву, тиснения по коже, бересте, чеканке по металлу. (рис. 62)


Календарь кумандинцев

Календарь кумандинцев

Литература:
Тукмачева Е. И. Кумандинские легенды и сказки. – Бийск, 2011. – 48 с.



     Январь

Январь   Самый холодный месяц года. У кумандинского народа про него говорят: КЫСТАРТЫНГ ЭМЧЕГИНЫ ТОГДЫРДАН АЙ – месяц, замораживающий груди у девушек. В этот зимний месяц от мороза спасают только домашний очаг и огонь, поклонение которому у кумандинцев прослеживается с давних времён. Считается: огонь нельзя тревожить попусту, при горении вместе с дымом уходят все невзгоды. Почитание Духа священного огня (ОТ ЭЗИ), если верить легендам, сопровождается благополучием и счастьем в доме. Огонь, главное действующее лицо во всех ритуалах шаманов: обрядах по очищению жилища, лечению больных, управлению погодой.

Основные стороны горизонта: приметы

1. Алдынза кöстендым кун кызар шигарза – тунчарыкса. «Вперёд смотрю». Это значит: смотреть на восток к восходу солнца, где ночь отступает.
2. Онг чанза костензем, Кун туш чайган черим. «Направо смотрю, где солнечный полдневный рассвет». Это значит: смотреть на юг.
3.Сонг чанза костендим орто тангных, Кун Шалганы шал черим. «Налево смотрю, где полночный свет солнца». Это значит: смотреть на север.
4. Кийнимзя костендим ажар кун черзя. «Смотрю назад, где закат солнца». Это значит: смотреть на запад.

Учимся говорить по-кумандински:

Шертки, шаган – звезда, эжик – дверь, сулук – удила, кун – солнце, крест – саракай, холодно – соок, заморозки – иртенее кра сооктар, девушка – кыс, земля – чер.

Пословица:

Ульген-Кудай кижи чаян, по Чергеле чайтыртыр Бог-творец, создав (породив)  людей, заселил эту Землю.

Литература:

  • Сатлаев Ф. А. Народная культура. Фольклор и изобразительное искусство кумандинцев /Ф. А. Сатлаев // Кумандинцы: историко-этнографический очерк (XIX- первая четверть XX в.). Горно-Алтайск, 1974. – С. 141-142.
  • Кастараков М. В. Аданчик-торь – бубен шамана / М. В. Кастараков // Белые кони духов – Бийск , 2010. – С. 29-30.
  • Кастараков М. В. Животноводство / М. В. Кастараков // Белые кони духов – Бийск , 2010. – С. 79-80.
  • Кастараков М. В. Орнаменты. Узоры // Белые кони духов / М. В. Кастараков. – Бийск, 2013. – С. 139-146.
  • Тематический словарь школьника / руководитель проекта Н. А. Глухова. – РОАК ОООП «Общероссийское литературное сообщество», 2019. – 48 с.
  • Пословицы, поговорки – улгер /составитель В. Г. Визер // Кумандинцы. Мост через века: альманах. – Бийск, 2014. – 122 с.
  • Назаров И. И. Время и календарь в традиционной культуре кумандинцев // Назаров И. И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура. – Барнаул, 2013. – С. 34-35

     


Кастараков МВ - Белые кони духов
Кастараков Макар Васильевич. Белые кони духов / М. В. Кастараков; [ред. и сост. В. М. Кастаракова]. – Бийск: Бия, 2013. – 146 с.

В книге собраны материалы о кумандинском народе: традиции, культура, быт. Представлены исторические и религиозные моменты, связанные с явлениями природы и властью духов, звуками бубна и шаманскими обрядами.

Для широкого круга читателей книга издана на средства гранта по реализации социально значимого проекта «Возрождение и развитие кумандинской культуры в Алтайском крае» / договор №ГУ/0124 от 15 июня 2009 года, по решению губернатора Алтайского края А. Б. Карлина.


Сатлаев Ф. А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк (XIX- первая четверть XX в.)
 Сатлаев Ф. А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк (XIX- первая четверть XX в.) / Ф. А. Сатлаев. – Горно-Алтайск, 1974. - 200 с.

 В книге Сатлаева Феофана Александровича переставлено историческое прошлое кумандинцев: бытовой уклад хозяйства , культурные связи с местным русским населением и те социальные изменения, которые произошли в семейных и общественных отношениях за годы Советской власти. Эта работа является первой попыткой представляющая характеристику культуры кумандинцев. В основу взяты исследования самого автора и архивные источники: государственного исторического архива города Ленинграда, Томской области, Новосибирской области, Алтайского края, Бийского горисполкома, Горно-Алтайской автономной области и материалы архивов Красногорского и Солтонского районов и Алтайского края. Были использованы рукописные материалы Института этнографии АН СССР и Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы.


Кумандинцы. Мост через века: альманах
 Кумандинцы. Мост через века: альманах /составитель В. Г. Визер, Н. М. Боаги(Суразакова), Г. М. Калинина. – Бийск, 2014. – 230 с.

 Альманах содержит статьи, исследования педагогов училища по истории, культуре и ремёслам кумандинцев, а также фольклорные произведения, обряды, легенды, сказки. Издание иллюстрировано большим количеством цветных фотографий.


Назаров И. И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура
 Назаров И. И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура / составитель В. Г. Визер, Н. М. Боаги (Суразакова), Г. М. Калинина. – Бийск, 2014. – 230 с.

 Книга посвящена изучению традиционного хозяйства и основных компонентов традиционной культуры кумандинцев. Представлены различные по характеру материалы: политические, экономические и документы социально-демографических процессов, протекающих в стране.

 В основу взяты исследования, архивные документы и опубликованные материалы.


У истоков древнего Алтая
 Тукмачев-Соболеков Л. М. У истоков древнего Алтая: история древнего этноса кумандинского народа Алтая: пособие для вузов и школ / Л. М. Тукмачев-Соболевский. - Бийск , 2001. - 195 с.

 В книге собран богатый материал: археологические, этнографические, лингвистические и топонимические исследования учёных о малочисленных коренных народах Западной Сибири и в частности кумандинцев Алтая. Большое внимание уделено историческим проблемам географического расселения древних кочевников. 


Кумандинцы - дети гор
 Кумандинцы - дети гор: методическое пособие /Министерствово культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Комитет администрации Алтайского края по культуре и туризму, Алтайский краевой центр народного творчества и досуга; составитель  Е. В. Сысоев. - Барнаул, 2005. - 103 с.

 В книге представлен многолетний труд специалистов Алтайского краевого центра народного творчества и досуга. Включены исследовательские материалы отражающие историю становления, традиции и обычаи, существующие проблемы кумандинцев, даны методические рекомендации по возрождению его культуры: обрядов, сказаний и песен, ремёсел. 


Учись говорить по-кумандински: русско-кумандинский разговорник.
Учись говорить по-кумандински: русско-кумандинский разговорник. - репринтное издание. - Бийск, 2020. – 160 с.

Русско-кумандинский разговорник издан при поддержке Правительства Алтайского края в рамках региональной программы «Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае», составлен на основе говора кумандинцев Тукмачевой Е. И., Тукмачевым Л. М. под редакцией Сатлаева В. А. Разговорник предназначен для всех желающих овладеть разговорной речью кумандинским диалектом алтайского языка.



Тематический словарь школьника: пособие для учащихся / [руководитель проекта Глухова Н. А.; консультанты - носители кумандинского языка: Кукоева Л. О., Кухтуекова Г. С., Базеева Е. Д.].- РОАК ОООП «Общероссийское литературное сообщество»: Бийск, 2019. - 48 с.

Слова сгруппированы по темам: «Времена года», «Природа», «Мир дикой природы», «Усадьба», «Мой дом», «Продукты», «Семья» и др.



Русско-кумандинский словарь: около 34000 слов = Орус-куманды созлик: 34000 кире сос / Ассоциация кумандинского народа Алтайского края ; под редакцией Н. А. Дьайым ; [составитель: М. Б. Петрушова, В. М. Данилов]. - Бийск : Бия : Формат, 2006. - 551 с

В словарь включено значительное количество устаревших , разговорных просторечных слов. Словарь предназначен для широкого круга читателей. Может служить учебным пособием для лиц, изучающих русский и кумандинский языки, а также для учащихся школ.



Кумандинско-русский словарь: Около 10000 слов : пособие для учащихся / [составитель. Л. М. Тукмачев и др.]. - Бийск. котельщик, 1995. - 149 с.

Словарь выпускается впервые, является первым учебным пособием для школ по изучению кумандинского языка.



Учитесь говорить по-кумандински : русско- кумандинский разговорник / [составитель.: Л. М. Тукмачев, Е. И. Тукмачева ; ответственный редактор Ф. А. Сатлаев]. - Горно-Алтайск, 1990. - 149 с.

Разговорник составлен на основе говора кумандинцев, проживающих в селах Кубия, Пешпер, Шунарак, Егона, Алешкино. Многие жители Солтонского, Красногорского районов и др. мест произносят слова иначе.



  • Алтайская региональная общественная организация «Объединение кумандинцев Алтая» (АРОООКА)
    Подробнее

    Алтайская региональная общественная организация зарегистрирована 2008 году.

    Основными направлениями деятельности организации являются защита национально-культурных интересов кумандинцев, содействие духовному, культурному, социальному и экономическому возрождению этноса, изучение и пропаганда истории кумандинского народа; развитие самосознания кумандинцев, сохранение и развитие традиций и обычаев народа.

    Организация «Объединение кумандинцев Алтая» сотрудничает с общественными организациями города, в том числе с Центральной городской библиотекой имени В. М. Шукшина в рамках проекта библиотеки «Диалог культур».

    Председатель - Петухов Виталий Васильевич
    Адрес: Алтайский край, город Бийск, ул. Динамовская, 4



Поделиться страницей