Анатолий Муравлев – лауреат премии Алтайского края в области литературы и искусства, архитектуры и народного творчества, победитель краевого конкурса «Лучшая книга Алтая» (в 2014 г.) в номинациях «Краеведение» и «Публицистика», лауреат православной литературной премии имени святителя Макария (2017 г.), председатель Алтайского регионального отделения Российского военно-исторического общества. Одна из работ известного журналиста и писателя – документальный цикл «Неизвестный Алтай». Вошедшая в него книга «Хроники аномалий» явилась результатом более чем 40-летней работы по сбору информации о различных чрезвычайных происшествиях, в течение трех столетий имевших место на территории Алтайского края. В хронологическом порядке книга отражает события от набегов джунгар в начале XVIII века до крупных дорожно-транспортных происшествий уже в 20-х годах XXI века. Читатель узнает, например, о том, когда и где в регионе наблюдались самые сильные морозы (до – 50 градусов и ниже!), масштабные пожары, землетрясения, ураганы; отчего погибла группа спортсменов-лыжников в 1946 году, по чьей вине в 1988 году в Барнауле взорвалась 15-тонная «мазутная бомба», чем обернулась чума свиней в одном из районов края в 1996 году и о множестве других чрезвычайных происшествий. Но помимо ужасающих инцидентов техногенного, криминального и эпидемиологического характера, в Хрониках аномалий зафиксированы и всевозможные редкие и удивительные природные явления, наблюдавшиеся на территории Алтайского края: затмения небесных светил, гало, «сухие» туманы, падения метеоритов и даже северное сияние. |
Летом 2019 года во время раскопок в Барнауле была обнаружена часть фундамента Петропавловского собора, снесенного советскими «воинствующими атеистами» в 1935 году. Благодаря этой находке удалось определить точное место расположения построенного в 1774 году храма – старейшего в краевой столице. Истории этого сооружения посвящена книга Ю. Крейдуна и И. Образцова. В издании представлены архивные документы, отразившие процесс поиска мастеров для создания образов-икон, их работы над иконостасом, а также связанных с этим организационных работ. Кроме того читатель может ознакомиться с ведомостями, детально описывающими произведенные в ходе строительства и обустройства собора работы, количество материалов и их точную стоимость. Среди иллюстраций – листы рукописного географического атласа «Чертежная книга Сибири», чертежи деревянных церквей для строительства при Барнаульском заводе и многие другие документы, в том числе и фотографии пейзажей Барнаула начала ХХ века. Подробное описание истории строительства собора интересно еще и тем, что приоткрывает читателю тайны административных отношений между всеми участниками процесса – от простого строителя до Кабинета Её Императорского Величества. |
«Турина гора» – это уникальное явление искусства, зародившееся в Алтайском крае в конце 80-х гг. XX века. Предприниматель Владимир Москвитин решил осуществить безумную, на первый взгляд, идею. Казалось бы, каковы были шансы на успех у небольшой кучки художников-энтузиастов в те потрясшие страну «перестроечные» годы? Однако Москвитину удалось собрать такую команду мастеров, которая стала создавать эксклюзивные, неповторимые вещи из белой глины по особой, секретной технологии, – и сейчас предметы этого удивительного народного промысла известны далеко за пределами Алтайского края. Декоративные расписные панно, блюда, всевозможные сосуды, причудливые керамические композиции барнаульских мастеров экспонируются теперь в музеях, выставочных залах, украшают интерьеры и частные коллекции в самых разных уголках планеты. Книга издана к тридцатилетнему юбилею «Туриной горы» и рассказывает об истории возникновения промысла, инициаторе и бессменном руководителе предприятия Владимире Михайловиче Москвитине, многолетнем творческом и коммерческом развитии компании, о художниках, вливавшихся в коллектив и привносивших с собой новые стили и направления. Им посвящена глава, включающая многочисленные цветные иллюстрации. Последующие главы знакомят читателя с технологиями и материалами, которые применяют мастера предприятия, стилями и направлениями их работы.
|
Грандиозным событием культурной жизни Алтайского края стало создание Демидовского центра – местного отделения Международного Демидовского фонда, который собрал вокруг себя самых известных промышленников, предпринимателей; ученых, представителей культуры, искусства, образования. В открывающих сборник «Записках директора Демидовского фонда» их автор В. В. Буланичев, стоявший у истоков алтайского и бийского филиалов, рассказывает о славных делах местных демидовцев, которые не изменили девизу самого рода Демидовых: «Не словами, а делами!». Это и издание исторических книг и альбомов, и учреждение гуманитарных премий, и разработка интересных программ, проектов, среди которых один из самых значительных – ежегодный Пушкинский фестиваль молодых литераторов. А в 2013 году, когда произошел некоторый спад в деятельности филиала, ситуацию удалось исправить путем перерегистрации в Алтайскую краевую научную и историческую общественную организацию «Демидовский фонд». Редактор и составитель сборника, вышедшего к 25-летнему юбилею алтайского отделения «Демидовского фонда», задались целью «сохранить прошлое во имя будущего». Самый объемный раздел сборника посвящен фольклору Алтайского края: здесь и легенда о Чуе, своенравной дочери хана Алтая, обернувшейся рекой и сбежавшей от отца, и таинственная история Демидовского моста, и многое-многое другое. Есть в книге и публицистические произведения о сравнительно недавних событиях. Например, в статье А. Мелешевой рассказывается о возрождении алтайского острова Патмос как Архиерейского подворья – места, озаренного учением Христа и привлекающего тысячи паломников со всего мира. А «Поэма без героя» А. Агалакова – о трагической судьбе пионера Павлика Гнездилова, с которым жестоко расправились его мачеха и сводная сестра. Немало внимания в книге уделено и городу Бийску, истории его драматического театра, Петровского бульвара, памятников.
|