Библиотека имени В.М. Шукшина

9 марта 2023

История «женского вопроса» в России

Из фондов Президентской библиотеки

Предлагаем перелистать электронные страницы изданий, исследующих изменения представления о социальной роли женщины и её правах в России.

«Один из самых важных, самых существенных вопросов, занимавших умы в конце прошлого столетия, был вопрос о правах человека, – пишет русский публицист, секретарь Комитета иностранной цензуры М. Златковский в исследовании «Исторические этюды о женщине. I. Женщина первобытная» (1867), электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки. – Этот общий вопрос вмещает в себя целую бездну других, более частных вопросов. Но спрашиваем теперь: мыслители прошлого столетия брали ли в расчёт женщину, когда мечтали о правах человека? Нет; доказательством тому служат мнения и отзывы о ней всех тогдашних авторитетов, начиная с Монтескьё, Ж. Ж. Руссо и кончая Дантоном, Робеспьером и Сен-Жюстом. “Женщина создана специально для того, чтобы нравиться мужчине, – полагал Руссо. – Должен ли мужчина ей нравиться – это вопрос меньшей важности; он нравится ей уже и потому, что он сильнее”».

Исторические этюды о женщине. I. Женщина первобытная (1867).jpg Исторические этюды о женщине. I. Женщина первобытная (1867)_5.jpg Исторические этюды о женщине. I. Женщина первобытная (1867)_6.jpg Исторические этюды о женщине. I. Женщина первобытная (1867)_фрагмент 4.jpg

О том, где находятся истоки ущемления женских свобод, учёные спорят до сих пор. Многие винят в этом «византийские традиции», которые пришли на Русь вместе с христианской верой. Но эти же эксперты признают: не всё так однозначно.

В раритетных книгах из фонда Президентской библиотеки эта сфера рассматривается не только со стороны закона, но и интерпретируется философами, опирающимися на христианские ценности.

Семейный вопрос в России (1903).jpgТак, скажем, в книге В. Розанова «Семейный вопрос в России» (1903), имеющей непосредственное отношение к правам женщин, говорится: «Семья – явление; первая Богу церковь на земле. <…> уважение семьи… должно быть, конечно, не юридическим, а нравственным и выразиться во всеобщей готовности помочь, посоветовать, во всех видах ей послужить…». Учёный настаивает, что при выработке законов должна учитываться «самая наличность семьи, как нравственной и авторитетной силы, как уважаемой силы».

В своём исследовании председатель Совета Союза русских женщин Мария Дитрих «Русская женщина великокняжеского времени» (1904)  отмечает, что в древности – особенно на Руси – женское начало стояло едва ли не выше мужского: «Образ русской девушки или женщины представляется в очень ярких и сильных чертах; она – равноправный член общества, владеющая чарами красоты и любви, смелая и удалая, обладающая иногда даже даром пророчества, возводившаяся в культ, как вещая дева, существо полумифическое».

Русская женщина великокняжеского времени.jpg Русская женщина великокняжеского времени (1904)_3.jpg Русская женщина великокняжеского времени (1904)_1.jpg

При этом автор подчёркивает: такое понятие, как брак по расчёту, которое знакомо не понаслышке её современницам, в дохристианские времена отсутствовало в принципе: «Среди песен, плясок и игр завязывалась, свободно и просто, взаимная любовь, составлялась будущая семья и девушки были также свободны в выборе себе мужа, как и юноши – жены». «С принятием христианства положение русской женщины ухудшилось сравнительно с языческой свободой и равноправностью, но значение ея, в силу ея нравственнаго превосходства, увеличилось, так как, в лице монахини, она проявила много подвигов высокаго самоотвержения, много стремления к идеалам чистоты и непорочности; она съёжилась, ушла от обвинений под сень новой религии и, как прежде горячо и страстно предавалась обычаям языческаго культа, так теперь беззаветно отдалась служению этой новой религии, почувствовала в себе новую силу, нравственную, силу терпения, преданности долгу и самоотвержения».

В свою очередь, известный русский богослов протоиерей Николай Благоразумов считает, что христианство помогло остановить угнетение женщины в нашей стране. Об этом подробно можно прочесть в книге «Права и значение женщины в историческом их проявлении» (1880), в которой говорится о том, что женщину стали уважать и принимать на равных только благодаря религии: «…Христианство сняло с женщины печать отчуждения и унижения и приобрело ей полное право на уважение и доброе сочувствие, засвидетельствовав и освятив всесторонность её человеческих достоинств и нравственных сил, которые не только не уступают мужским, но в иных случаях и отношениях жизни способны даже превзойти их». «Нечего пугаться того обстоятельства, что целая половина рода человеческого желает войти в свои права и в действительности сделаться столь же разумно свободным человеком, как и мужчина». К этому подводила сама история.

Очевидно, примерно таких же воззрений придерживался первый император России Пётр I, который, проводя в государстве глобальные реформы, подтолкнул к прогрессу и женскую половину России.

Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее.jpgПомимо указов и распоряжений в этой сфере, на неё, несомненно, воздействовал и успешный второй брак Петра Алексеевича. «Брак Петра с Екатериною был важен в общественном отношении, – отмечает В. Иконников в историческом очерке „Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее“ (1874), – она была чужда обычаям русского терема и потому не могла не содействовать собственным примером дальнейшему развитию женской свободы. Она была любезною хозяйкою и в отсутствии Петра не раз являлась распорядительницей придворных торжеств. <…> Пётр Великий обусловил появление женщины в общественных местах и домашних собраниях новым платьем; дамы скоро примирились с иностранным платьем; удовольствия, доставленные женщине выходом в свет, стоили того, чтобы пожертвовать старинным платьем. <…> Любознательность и общительность в женщине были возбуждены».

Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее (1874)_4.jpg Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее (1874)_фрагмент.jpg

Достижения Петра Великого в вовлечении женщин в общественную жизнь отмечает и В. Михневич в книге «Русская женщина XVIII столетия: исторические этюды» (1896): «С лёгкой руки историков-апологистов петербургского преобразовательного периода пошло ходить по свету устойчивое мнение про успехи женской самостоятельности; отмечен её рост в общественно-правовом и умственно-культурном отношениях. Это несомненно верно».

Существует расхожее мнение, что во все времена за права женщин боролись исключительно они сами. Однако это совсем не так. Убедиться в этом также поможет электронное собрание Президентской библиотеки.

Например, в 1906 году в Государственной думе право женщин на обучение отстаивал юрист и депутат Лев Петражицкий.

О женском равноправии (1915).jpg О женском равноправии (1915)_1.jpg

В своей речи «О женском равноправии» (1915), текст которой доступен на портале Президентской библиотеки, он также заявил о необходимости реформирования порядка наследования и правил занятия государственных должностей: «Дочь при наследовании вместе с сыновьями после отца или матери получает только 1/14 недвижимаго и 1/8 движимаго имущества, а в боковых линиях женщины, при наличности мужчин, например, сестры при братьях и т. д., ничего не получают... Это противное совести и деморализующее право должно быть немедленно заменено справедливым, равным правом... Укажу на необходимость полнаго допущения женщин к приобретению образования, в том числе университетскаго, и к занятию государственных должностей. Россия не слишком богата просвещёнными дельными силами... Весьма важно создать и привлечь к делу кадры просвещённых работников. Их, конечно, тем легче добыть, чем больше выбор, чем меньше всяких преград, недопущений, ограничений».

Годы начала активного вовлечения женщин в общественную жизнь России представлены редкими прижизненными изданиями Клары Цеткин. В 1910 году на Второй международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене, именно Цеткин предложила учредить Международный женский день.  Однако изначально его цель была привлечь внимание общественности к проблемам женщин путем проведения митингов и шествий.

Вот, например, отрывок из сочинения Цеткин «Экономическое положение женщины» (1897): «Эгоизм мужчины, грубое насилие сильнаго не допускали расширения социального влияния женщины. Держали женщину в крепких цепях... Положение женщины всегда было сходно с положением промышленных работников; как эти последние она всегда была несамостоятельна и лишена прав. Права и обязанности греческой и римской „матроны“, по существу, соответствовали правам и обязанностям домашних рабов».

ЭЧЗ.pngВ фонде Президентской библиотеки хранится издание Клары Цеткин «Русская женщина в борьбе за свободу» (1900). Оно служит иллюстрацией периода начала активного вовлечения женщин в общественную жизнь страны. Автор указывает причины женской эмансипации: «…Если мы спросим, что увлекает женщину на путь революционной борьбы, то на первом плане нужно поставить стремление женщины к образованию, к свободной широкой деятельности, к равноправности с мужчиной». Далее мы читаем: «В России это не борьба женщины против мужчины. Это скорее борьба молодого поколения против старого, борьба против устарелых взглядов на вопросы религии, семейной жизни, воспитания».

В 1910 году на Второй международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене, именно Цеткин предложила учредить Международный женский день. Однако дата 8 марта была единогласно принята женщинами мира только спустя четыре года. К этой договоренности присоединилась и Россия. Изначально его цель была привлечь внимание общественности к проблемам женщин путем проведения митингов и шествий.

Широкое распространение получила версия, согласно которой традиция отмечать Международный женский день 8 марта была положена маршем, который провели в этот день в 1857 году работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке. Женщины таким образом хотели выразить свой протест против неприемлемых условий труда и низкой заработной платы. В то время они работали до 16 часов в сутки, а труд их был низкооплачиваемым.

ЭЧЗ.pngЭтот факт находит подтверждение в книге «О правах женщины» Павла Безобразова, также хранящейся в фонде Президентской библиотеки. Автор пишет: «Красильщики получают 16 рублей в месяц, а красильщицы не более 9, печатники – 14 рублей, печатницы – 6, шпульники – 6 рублей, шпульницы – 4 рубля. Получается, даже тогда, когда женщина оказывает нам ту же услугу, что и мужчина, мы ценим её ниже, ведь только в силу незамысловатого рассуждения: где уж женщине! Разве у неё тот ум! Разве она способна…»

Несмотря на то, что традиция празднования Международного женского дня в нашей стране имеет давние корни,  его идеология в разные периоды истории была разной. Принятая после Октябрьской революции Конституция РСФСР 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной. В результате мужчины поздравляют в специальных выпусках газет того времени не представительниц слабого пола, не милых дам, а боевых товарищей по героическому труду и борьбе за светлое будущее человечества.

Особое отношение к женщинам сложилось в первые годы советской власти, решенияПрава трудящейся женщины по советским законам.jpg относительно их прав и свобод представляет ряд изданий, например, «Права трудящейся женщины по советским законам» (1925): «Следуя раз взятым курсом на освобождение женщины, Советская власть и в вопросах брачного права полностью порвала со старыми законами и обычаями. Наше право признает лишь брак, основанный на взаимной любви женщины  и мужчины, на взаимном уважении, доверии и помощи. Для заключения брака никаких формальностей, всё очень просто и легко. Так же легко и просто развестись. Ибо нельзя же в самом деле считать, что люди, раз поженившись, век должны жить вместе. По Советскому закону развод совершается без всяких затруднений, даже при желании одного из супругов – всё равно, жены или мужа. Они получают выписку из подотдела, где регистрировались, и делу конец, брак прекращён», – толкует издание законы 1925 года.

По-настоящему выход женщины на новый социальный уровень состоялся уже при советской власти. Одним из приоритетов внутренней политики нашей страны в 30-е годы XX века стало наделение гражданок такими правами, каких даже не имели представительницы прекрасного пола в других государствах. Вот что сообщается в издании «Женщина в СССР и странах капитала» (1938): «Советская женщина – самая свободная и самая счастливая женщина в мире. Великие права и свободы, действительное и фактическое равноправие советской женщины во всех областях государственной, хозяйственной, культурной и общественной жизни обеспечивается прочной незыблемой экономической базой, созданной в результате торжества социализма в нашей стране».

Красное знамя от 8 марта 1942 года (г.Тюмень).jpgВеликая Отечественная война уровняла женщин с мужчинами и в обязанности защищать Родину. Тысячи девушек и женщин ушли на фронт. Еще больше осталось для работы на благо Красной Армии и победы над врагом в тылу. Сверхурочные смены на  промышленных предприятиях и в госпиталях, занятость в  посевных и уборочных работах на полях. «Много делают наши женщины. Но силы их неисчерпаемы. Они растут с каждым днем. Еще шире вовлекать женщин в сельское хозяйство! Всемерно помогать им. Советоваться с ними. Учить их. Смелее выдвигать на руководящие посты»,- говорится в выпуске «Красного знамени» от 8 марта 1942 года (г.Тюмень). После Победы пресса уделяла большое внимание роли женщин в восстановлении народного хозяйства.

Являясь уникальным электронным хранилищем материалов по истории российской государственности, частью которой стал так называемый женский вопрос, Президентская библиотека предоставляет возможность всесторонне его исследовать. Различные интерпретации этой проблемы свидетельствуют о том, что она не теряет актуальности и в наши дни.

По материалам Президентской библиотеки


Поделиться страницей