Библиотека имени В.М. Шукшина

7 сентября 2025

«Александр Куприн – знакомый и удивительный!»

Александр Куприн

7 сентября исполняется 155 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна.

Автор знаменитых повестей «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок» — Александр Иванович Куприн известен каждому из нас. Он — один из самых заметных писателей своего века. Взаимоотношения Александра Куприна с миром кино были длительными и разнообразными. До революции он однажды снялся в кино и несколько раз пробовал писать киносценарии; в это же время появились несколько экранизаций произведений А. И. Куприна, подготовленных помимо его участия. В 1925 г. в письме к писателю Б. А. Лазаревскому Куприн признался: «Я сам виноват, что не умею писать для Кинемо». Время показало, что это не так, множество рассказов Куприна были экранизированы. Современные режиссеры продолжают снимать фильмы по его произведениям.

К юбилею Александра Ивановича Куприна предлагаем вспомнить фильмы, снятые по его произведениям.


«Поединок». СССР. Мосфильм. 1957..jpg

«Поединок». Россия. 1910.

Первая известная нам экранизация повести была осуществлена на студии Братьев Пате режиссером Андре Мэтром. Актеры: А. Лесногорский, З. Мамонова, Николай Васильев (III), Лидия Сычева, Николай Веков. Немая черно-белая лента является иллюстрацией романа и в кратких, сжатых сценах исчерпывает его содержание.

«Вся читающая Россия прекрасно знает «Поединок» Куприна, и легко представить, какой громадный интерес эта картина должна представлять для кинематографа. Нам приходилось видеть эту ленту, которая во всех отношениях выполнена восхитительно. Артисты под руководством опытного режиссера сделали эту ленту вдвойне интересной. Техника получилась редкая не только для русской фабрикации», - писал российский «Киножурнал».

«Поединок». СССР. Мосфильм. 1957.

Советская чёрно-белая мелодрама режиссёра Владимира Петрова.

Он же – автор сценария; операторы Аркадий Кольцатый, Григорий Айзенберг; композитор Арам Хачатурян.

Из аннотации к фильму:

Подпоручик Ромашов влюбляется в молодую жену капитана Николаева Шурочку. Общество осуждает поведение молодого офицера и, чтобы защитить честь мужа, Ромашов предлагает Николаеву фиктивную дуэль…

В главных ролях: Ирина Скобцева (Шурочка), Юрий Пузырёв (подпоручик Ромашов), Михаил Названов (капитан Николаев).

Фильм замечателен великолепным актерским ансамблем классической актерской школы. Первые роли в кино Евгения Евстигнеева и Эрнста Романова.


«Гранатовый браслет». СССР. Мосфильм. 1964..jpg 

«Гранатовый браслет»

В основу сюжета положен действительный факт из семейной хроники князей Туган-Барановских. Повесть, изданная в 1911 году, и сегодня воспринимается как гимн прекрасной, пусть и неразделенной любви. Сам автор сказал о повести «Гранатовый браслет», что «ничего более целомудренного» он не писал.

«Гранатовый браслет». СССР. Мосфильм. 1964.

Режиссер: Абрам Роом; сценарий Анатолия Гранберга, Абрама Роома; оператор Леонид Крайненков.

В ролях: Ариадна Шенгелая (княгиня Вера Николаевна Шеина), Игорь Озеров (Георгий)

Одним из главных героев в фильме стала прекрасная классическая музыка. Наполнили фильм музыкой снявшиеся в эпизодических ролях выдающиеся советские музыканты: Станислав Нейгауз (пианист), Наум Латинский (скрипач), Давид Ашкенази (концертмейстер).


«Олеся». СССР. Киностудия им. А. Довженко. 1971.jpg 

«Олеся»

Повесть «Олеся» (1898 г.) входит в особый «Полесский цикл» (рассказы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк», «Олеся»). В 1897 году писатель служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. В этом живописном уголке, далеком от цивилизации, Куприн пробыл полгода. Изумительная природа края и драматические судьбы его жителей легли в основу цикла. Мелодия разделенной любви сменяется мотивом недостижимости счастья. Повесть автобиографична. На склоне дней Куприн говорил по поводу «Олеси»: «Все это было со мной».  

«Олеся». СССР. Киностудия им. А. Довженко. 1971

Режиссёр: Борис Ивченко; автор сценария Василий Дулгеров; оператор Николай Кульчицкий, композитор Владимир Губа.

В главных ролях: Людмила Чурсина (Олеся), Геннадий Воропаев (Иван Тимофеевич);

Из отзывов:

«Незаслуженно забытый фильм. А ведь когда-то, в детстве, сбегали с уроков, чтобы в очередной раз увидеть на экране эту необыкновенную лесную красавицу! И вот недавно посмотрела картину на одном из местных каналов и вновь ощутила прелесть полесской природы, замечательных пейзажей, костюмов, музыки. И, конечно, Чурсина-Олеся, непостижимая, загадочная... Надо заметить, что авторы фильма очень бережно отнеслись к прекрасной повести А. Куприна, некоторые эпизоды перенесены из книги в фильм, как говорится «слово в слово». Мирьям Назаре (Израиль)


«Колдунья». Франция, Италия, Швеция. 1956.jpg 

«Колдунья». Франция, Италия, Швеция. 1956.

Фильм-мелодрама по повести А. Куприна «Олеся». Режиссер: Андре Мишель; сценарий: Поль Андреота, Жак Компанеец, и др.; композиторы: Норберт Гланцберг, Андре Лафосс;

В ролях: Марина Влади (Инга), Морис Роне (Лоран Брюлар), Николь Курсель (Кристина Люндгрен) и др.

На момент съемок «Колдуньи» Марине Влади было 17; это первый фильм, принесший ей мировую популярность не только во Франции, но и за ее пределами. Фильм пользовался огромным успехом и в СССР. Владимир Высоцкий влюбился в Марину Влади после просмотра «Колдуньи».


«Гамбринус». СССР. Одесская киностудия. 1990..jpg

 

«Гамбринус»

Впервые рассказ напечатан в 1907 году в журнале «Современный мир». События произведения разворачиваются в одесской пивной под эпичным названием «Гамбринус». Кабачок с таким названием, действительно, в дореволюционные годы существовал в Одессе, и его частым посетителем был А. И. Куприн. «Гамбринус» — одно из самых законченных, целостных и изящных произведений А. И. Куприна. Л. Н. Толстой любил этот рассказ, читал его вслух в своей семье и называл его язык «прекрасным».

«Гамбринус». СССР. Одесская киностудия. 1990.

Режиссер: Дмитрий Месхиев; продюсер Марк Рудинштейн; сценарий Валерия Тодоровского; оператор Юрий Шайгарданов; композиторы: Михаил Безверхний, Марк Розовский.

Главную роль скрипача Сашки в фильме исполнил не актёр, а скрипач –лауреат международных конкурсов, профессор Гентской консерватории Михаил Безверхний.


«Яма». СССР (студия им. А. Довженко); Швеция.1990..jpg 

«Яма»

Повесть «Яма» – последнее крупное произведение А. И. Куприна и самое спорное.  Ему предпослан эпиграф: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству. А. К.». Интерес к книге не угасает, повесть и сегодня захватывает не только пикантностью темы, но и сочувственной, человечной позицией автора по отношению к жертвам общества, оказавшимся в «Яме».

«Яма». СССР (студия им. А. Довженко); Швеция.1990.

Режиссер: Светлана Ильинская, сценарий: Светлана Ильинская, Андрей Курков; операторы: Павел Степанов, Андрей Владимиров.

В целом фильм зрителям понравился. Но самые внимательные из них отметили значительные отклонения от текста оригинала. Отмечена великолепная актерская игра, отличные декорации и костюмы, создающие необходимый колорит провинциального российского городка начала ХХ века. Отзывы зрителей можно посмотреть здесь: www.kinopoisk.ru



Телесериал «Куприн». Россия. Телекомпания «Красный квадрат. Кино»..jpg 

По мотивам 15 повестей и рассказов писателя снят телесериал «Куприн».

Телесериал «Куприн». Россия. Телекомпания «Красный квадрат. Кино». Студия «Русский проект». 2014. 13 серий (3 сезона).

Сериал снимали в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ельце.

Режиссер Андрей Малюков утвердил на роль А. И. Куприна Михаила Пореченкова. Ради роли актёр за 2 месяца похудел на 20 килограммов, а также ходил в конноспортивный клуб для обучения верховой езде. В сценах с хищниками актрису Елизавету Боярскую дублирует известная дрессировщица Карина Багдасарова.

Телесериал «Куприн» с успехом стартовал в эфире «Первого канала», с большим отрывом оставив позади другие проекты данного тайм-слота.


Читайте Куприна, смотрите фильмы и делитесь своими впечатлениями!




Поделиться страницей