«…Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души»
(С. Есенин)
130 лет назад, 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии родился Сергей Есенин – поэт непревзойдённого лирического дара, которого по праву называют истинно-народным поэтом. За свою короткую жизнь (всего 30 лет) Есенин стал голосом эпохи. Он создал более 400 удивительных и проникновенных произведений – стихов и поэм. Его стихи о родном крае, о любви, о России известны каждому со школьной скамьи, многие из них положены на музыку. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.
Начало творческого пути поэта рядовые читатели обычно представляют себе так: сначала родное село Константиново, а затем Петербург. Есенин предстает эдаким Ломоносовым, в лаптях и от сохи пешком пришедшим в столицу.
Однако между этими точками в его биографии были еще три года, проведенные в Москве: годы работы в типографии Сытина, знакомства с литературной средой и творчеством символистов, обучения в университете Шанявского — то есть время знакомства с миром большого города и большой литературы, формирования личности будущего поэта. Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали. Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине. В этот период Есенин увлекся идеями социал-демократической партии. Поэт распространял политические листовки, выступал перед рабочими в заводских районах и агитировал их бороться за свои права. 23 сентября 1913 года Есенин участвовал в общемосковской забастовке против гонений на пролетарскую печать. О происходящем поэт сообщал своему другу Панфилову:
«Там возле тебя мирно и плавно текут, чередуясь, блаженные дни, а здесь кипит, бурлит и сверлит холодное время, подхватывая на своем течении всякие зародыши правды, стискивает в свои ледяные объятия и несет бог весть куда в далекие края, откуда никто не приходит.»
К тому времени у Есенина собралась книга стихов «Радуница». Некоторые сочинения из сборника он отправил в петербургские журналы, но ни одного ответа так и не получил. Зато московские издания стали печатать поэта: детский журнал «Мирок» опубликовал стихотворения «Береза», «Воробышки», «Пороша», «Село», «Пасхальный благовест», а большевистская газета «Путь правды» напечатала стихотворение «Кузнец».
Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина и родилось решение переехать в столицу. В 1915 году Есенин прибыл Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы – Александру Блоку. Из знакомства с Блоком Есениным был создан своеобразный миф: Есенин предстает влюбленным в поэзию деревенским самородком, незвано явившимся к маститому поэту и покровителю юных дарований. Однако педантичный Блок сохранил иные свидетельства об этой встрече. Во‑первых, записку, которую Есенин прислал утром с просьбой принять его: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин». А во-вторых, комментарий самого Блока к этой записке: «Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915». Тем не менее, Блок познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким, которые дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и, наконец, стихи Есенина появились в столичных изданиях.
Немало усилий было потрачено поэтом на создание образа наивного и простодушного рубахи-парня, столь полюбившегося читателям и поклонникам его творчества. Однако наивность отнюдь не была природным качеством Есенина. Наоборот, расчетливость и продуманность – вот что помогло начинающему поэту в кратчайшие сроки заручиться поддержкой влиятельных писателей и начать печататься в ведущих литературных журналах. «Передо мной стоял паренёк в светло-синей поддевке. Под поддёвкой белая шёлковая рубашка. Волосы волнистые, совсем жёлтые с золотым отблеском. Большой завиток как будто небрежно (но очень нарочно) падал на лоб. <…> И только голубые глаза (не очень большие и не очень красивые) делали лицо умнее и завитка, и синей поддёвочки, и вышитого, как русское полотенце, ворота шёлковой рубашки», - таким впервые увидел Сергея Есенина в будущем его близкий друг Анатолий Мариенгоф. Он посвятил поэту книгу воспоминаний, изданную в 1926 году. Благодаря её электронной копии, доступной на портале
Президентской библиотеки, мы можем взглянуть на писателя глазами близких, увидеть бытовые стороны его жизни, курьезные моменты, и, главное, узнать, как он творил.
Так, Мариенгоф рассказывает, что одно из стихотворений родилось в ответ на замечание о первых серебряных нитях в золотых кудрях: «Прямо в кровати, смаху, почти набело (что случалось редко, и было не в его тогдашних правилах) написал трогательное лирическое стихотворение. Через час за завтраком он уже читал благоговейно-внимавшим девицам:
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
Полевое степное «Ку-гу»,
Здравствуй, мать голубая осина.
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына…»
В своей книге «Воспоминания о Есенине» (1926) описывает, как крестьянский сын, поставивший целью покорить столицу и нарочито «теряющийся» в роскошных гостиных, учил приятеля жить: «Трудно тебе будет, Толя, в лаковых ботиночках и с проборчиком, волосок к волоску. Как можно без поэтической рассеянности? Разве витают под облаками в брючках из-под утюга!» О своём вхождении в литературу Есенин размышлял откровенно: «Тут, брат, дело надо было вести хитро. Пусть, думаю, каждый считает: я его в русскую литературу ввёл. Городецкий ввёл? Ввёл. Клюев ввёл? Ввёл. Сологуб с Чеботаревской ввели? Ввели. Одним словом, и Мережковский с Гиппиус, и Блок, и Рюрик Ивнев…»
На первых своих публичных выступлениях Сергей Есенин вел себя как необразованный деревенский мужик и говорил голосом, как сказал Владимир Маяковский в своем очерке, словно «ожившее лампадное масло»: «Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной». Маяковский считал, что таким образом Есенин «рекламировал» свою крестьянскую поэзию, и даже поспорил с ним, что тот «все эти лапти да петушки-гребешки» вскоре оставит. И действительно, как только отношения с крестьянскими поэтами у Есенина разладились, стиль одежды его тоже изменился. Встретив молодого стихотворца уже после революции в галстуке и пиджаке, Маяковский требовал отдать проигрыш.
Ещё одно биографическое издание 1926 года, посвящённое поэту и представленное на портале Президентской библиотеки – «Как жил Есенин»(1926) Софьи Виноградской – московской соседки Есенина, журналистки, работавшей в газетах «Правда» и «Известия ВЦИК».
В своих мемуарах, она отмечает самое характерное в поэте:
Что же касается творчества, Виноградская, близко знакомая с поэтом, отмечает: «Правдивость – одна из самых характерных черт творчества Есенина. У него не было «выдуманных» стихов, как это иногда казалось. Каждая строчка его говорит о чем-то конкретном, имевшем место в его жизни. Все – вплоть до имён, которые он называет, вплоть до предметов. У него действительно были и цилиндр, и лакированные башмаки, и чёрная чадра, и кольцо, что вытащил попугай, и много других вещей, упоминаемых в его стихах. Вещи эти не то, что лежали у него так, для декорации (у него вообще ничего декоративного не было), они служили ему в жизни».
Как всякий большой поэт, Есенин, по свидетельству Виноградской, «был горд, самолюбив и считал, что он в России самый лучший поэт“, и требовал соответственного к себе отношения. В жизни же он иногда встречал к себе отношение как к скандалисту и хулигану. Действительно, запои, пьяные дебоши и скандалы были неотъемлемой частью жизни Есенина, но все-таки стихотворений в пьяном угаре он не сочинял. «Я ведь пьяный никогда не пишу», – говорил сам Есенин. И когда он лично сталкивался с такими людьми, то с какой-то злой, нехорошей насмешкой говорил: «Это я – Есенин! Знаете, есть такой поэт, пишет неплохие стихи».
Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой.
Повседневный быт угнетал поэта: «Живу я как-то по-бивуачному, – жаловался он в одном из писем, – без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко». В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму «Пугачев» и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно. Максим Горький писал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью». Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии, Бельгии, Франции, Италии, Америке. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту – «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг». Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. <...> Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину».
На родину поэт вернулся только через год. Он распрощался со всеми литературными направлениями, к которым себя когда-то причислял, и заявил: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».
К середине 1925 года на смену плодотворному творческому периоду Есенина пришла полоса душевного кризиса. Пессимистические настроения и расшатанные нервы осложнялись физическим недомоганием. Врачи настояли, чтобы поэт прошел курс лечения в психоневрологической клинике. В больнице Есенин продолжал работать. Так и не долечившись в клинике, литератор решил резко порвать с прошлым и уехал в Ленинград. Однако обрести покой писателю не удалось: его постоянно посещали старые знакомые.
28 декабря 1925 года, ослабленный болезнью и депрессивными мыслями, поэт покончил с собой. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.
Для поклонников таланта Есенина и тех, кто хотел бы знать о его жизни больше, интересны будут и электронные копии фотографических открыток, запечатлевших поэта в разные годы. Помимо широко известных официальных изображений среди них, в частности, представлены и домашние фотографии: Есенин в детстве, с родителями, сестрами, в кругу друзей и сослуживцев, во время службы на военно-санитарном поезде в Первую мировую войну.
Большой интерес представляют письма последней жены поэта Софьи Есениной-Толстой, в которых содержится информация о свадебном путешествии и семейной жизни Есениных.
Более глубокое погружение в творчество Сергея Есенина можно совершить благодаря видеолекциям, размещённым на портале Президентской библиотеки:
«Сергей Александрович Есенин в диалоге культур». С лекцией выступает доктор филологических наук, профессор, руководитель Есенинского научного центра Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, член Союза писателей России Ольга Ефимовна Воронова;
«Актуальные проблемы современного есениноведения» – лектор Савченко Татьяна Константиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы государственного Института русского языка им. Пушкина, старший научный сотрудник есенинской группы отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы им. А. М. Горького.
Источники:
См. также в Президентской библиотеке: