В объективе: Бийск читающий





Кетлинская В. Мужество: роман.- М.: Высшая школа, 1986. (Рубрика  «Забытая книга»)
Островский Н. Как закалялась сталь: роман.- М.: Детская литература, 1965.   (Рубрика  «Забытая книга»)
Нагишкин Д. Д. Сердце Бонивура: роман.- М.: ДОСААФ СССР, 1987.   (Рубрика  «Забытая книга»)
В 30-х годах Вера Кетлинская много ездила по стране как корреспондент газеты «Комсомольская правда», была свидетелем и беседовала с очевидцами и участниками многих событий. В романе автор показывает нам трудности и духовный мир строителей нового города, и легко угадать, что прообразом этого города послужил Комсомольск-на-Амуре. Автор в романе «Мужество» поднимает проблемы жизни и взаимоотношений м...

"Как закалялась сталь" - одно из классических произведений советской литературы. В книге, основанной на автобиографическом материале, ярко и убедительно изображено становление характера коммуниста. Здесь показано, как в огне гражданской войны и в трудовых битвах первых послеоктябрьских лет мужает коммунист Павел Корчагин, вырастая в несгибаемого большевика. Его стремлению быть полезным Родине,...

1920-е годы. Великая империя четвертый год охвачена беспощадным огнем Гражданской войны: отец на сына, брат на брата - и каждый за свою правду, за свое будущее. Вот и молодые парни и девчата хотели видеть свой родной Дальневосточный край свободным и счастливым. Нашелся среди них отважный и решительный - Виталий Бонивур, возглавивший группу подпольщиков в борьбе против японских оккупантов и остатков...

Центр правовой информации

Совещание по правам человека

13 апреля на базе ЦГБ имени В. М. Шукшина Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Борис Владимирович Ларин провел личный прием граждан и зональное совещание с представителями районов Бийской зоны.

Библиотека выбрана базой проведения мероприятия не случайно. С 1998 года в ней работает Публичный центр правовой информации, созданный во исполнение Указа Президента РФ от 11.06.1997 года «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» и писем Администрации Алтайского края №4109 от 28.10.07 и №1425 от 02.07.1998 «Об организации в муниципальных (централизованных) библиотечных системах сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления».



Центр востребован горожанами (ежегодно библиотека обслуживает до 13 тысяч читателей). Прежде всего потому, что он располагает очень серьезными правовыми информационными ресурсами, к которым у пользователей есть свободный доступ .

Это:

- наш книжный фонд, который постоянно пополняется: нормативно-правовые издания, учебная, справочная и популярная литература. Общий фонд литературы по праву составляет сегодня более 7 тыс. экз. (в 2016 году поступил 121 экз.).

-периодические издания правовой тематики (более 20 наименований, среди которых «Российская газета», «Человек и закон», «Муниципальный вестник», «Местное самоуправление на Алтае», «Алтайский вестник Роспотребнадзора» и др.).

- фонд   обязательного экземпляра документов органов местного самоуправления.   Мы получаем и храним опубликованные и неопубликованные документы Думы города и городской администрации с 2000 года (3331 экз.). Для удобства поль­зования они собраны в папки по различным направлениям: «Жилищ­но-коммунальное хозяйство и благоустройство города», «Муниципальные услуги», «Транспорт», «Культура», «Труд», «Финансы, налоги, платежи», «Организационные вопросы МС» и т. д

-справочный аппарат. Пользователям Центра приходится иметь дело с постоянно меняющимся российским законодательством, поэтому мы внима­тельно отслеживаем публикации на темы права во всех периодиче­ских изданиях и очень подробно отражаем все материалы в разделе “Право” систематической картотеки статей. В разделе выделяются актуальные тематические рубрики, к которым постоянно обращаются читатели: Защита прав потребителей, Пособия и компен­сации (в Гражданском праве), Консультации (в Трудовом праве).

Серьезную роль в выполнении информационных запросов пользователей правового центра Центральной городской библиотеки им. В. М. Шукшина играют электронные источники правовой информации. Это, прежде всего, информационно-правовая система Гарант (в библиотеке с 2008г) и уникальная полнотекстовая БД «Консультант+Бийск», которая содержит тексты официальных документов, принятых органами местного самоуправления г. Бийска, начиная с 1993 года. Особенность ее в том, что этих документов нет в распространенных справочно-правовых системах. Они либо публиковались в местных изданиях до появления СПС, либо по каким-то причинам не вошли в них. База данных содержит 1653 документа.


С уверенностью можем сказать, что наш Центр необходим горожанам, несмотря на широкую сеть юридических служб, которые имеются в городе. За годы его работы уже сложились определенные группы читателей, которые постоянно обращаются к нам.

Самая распространенная группа – молодежь. Центр помогает им, прежде всего, при выполнении учебных информационных запросов. Главные формы работы - выдача источников по индивидуальным запросам, составление библиографических списков по темам учебных работ. Так сотрудниками Центра были составлены списки литературы для курсовых и дипломных работ по темам: «Торги как инструмент гражданского права”, «Налоговая политика на современном этапе», «Оплата труда в условиях рыночной экономики». Ежеквартально для них оформляются выставки новой учебной литературы по праву: «Будущему юристу», «Новые учебники по праву», Человек. Государство. Закон»

Второе направление работы с молодыми - воспитание правовой грамотности, серьезный разговор о праве, о законах как норме жизни. Так в 2016 году главным событием правовой жизни страны были выборы в Государственную думу и АКЗС. Для молодых читателей Центр провел месячник «Молодежь и выборы», День молодого избирателя с приглашением консультанта избирательной комиссии Алтайского края Н. Ю. Маркеевой, урок гражданственности «Я голосую впервые».

Активно работает Центр со взрослым населением, а это чаще всего самые незащищенные категории, такие, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие… . Самой востребованной у них является информация о правах человека, их нарушениях и защите. Для пользователей Центра оформляются выставки: «Имею право», «Ваш дом, ваша квартира», «Пенсия: вопросы и ответы», «На что имеет право покупатель», «Домашний адвокат», «Трудовое право: актуальные вопросы», проводятся встречи «Умей защитить свои права», «Потребительские права в цифровую эпоху» с участием специалистов.

В последнее время серьезное внимание Центр уделяет повышению финансовой грамотности населения. На это были нацелены урок финансовой грамотности «Банковская карта», консультация «Кредит: права и обязанности», другие мероприятия с приглашением специалистов банков.

На основе имеющихся информационных ресурсов Центр ведет страницу на сайте библиотеки, выпускает малые формы печатных изданий по правовым проблемам, касающимся каждого человека. Так листовки и памятки по материалам периодических изданий: «Актуальная правовая информация», «Порядок обращения к Уполномоченному по правам человека в РФ и в Алтайском крае», «Кому положены субсидии», «Мы и коммунальные службы: как защитить свои права», «Требования, необходимые для получения звания «Ветеран труда Алтайского края» и другие распространяются среди читателей библиотеки и пользуются спросом.

Значимой мы считаем свою задачу предоставления свободного доступа всем жителям города к правовой и социальной информации органов местного самоуправлении г. Бийска. Это очень важно, т.к. повседневная жизнь горожанина во многом регулируется теми законодательными и нормативными актами, которые принимают местные власти. Люди идут в наш центр, чтобы самим прочитать документ, досконально в нем разобраться. И имеют на это право.

К сожалению, в этом году библиотеке практически отказано в получении печатных экземпляров постановлений администрации и решений Думы. В газете «Муниципальный вестник» информацию невозможно прочитать даже с сильной лупой. На официальном сайте и в системе «Гарант» документы появляются с большим опозданием, к тому же находящийся в открытом доступе комплект постановлений администрации и решений Думы, является неполным и очень избирательным.


На совещании был поднят вопрос о возвращении в библиотеки некоммерческой версии справочно-правовой системы «Консультант+». Пользователи Центра привыкли к ней. Она была удобным и понятным источником информации. К сожалению, с 2015 года системой можно пользоваться только через Интернет и только в определенные дни, что совершенно не устраивает наших читателей.

В целом Публичный центр правовой информации работает эффективно. Об этом говорят цифры. В 2016 году было оформлено 30 выставок по различным отраслям права, проведено 11 массовых мероприятий. Выполнено 120 правовых запросов. Книговыдача по праву составила   11739 экземпляров.   Среднее число обращений в Центр составляет до 3-х тыс. в год.

Важным итогом серьезной работы ПЦПИ ЦГБ им. В. М. Шукшина по правовому просвещению населения мы считаем и региональные совещания по правам человека, которые уже не в первый раз проводят Уполномоченные по правам человека в Алтайском крае на нашей базе.

Искренне благодарим Бориса Владимировича Ларина за оказанное библиотеке доверие и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Реализация программы «Воспитание правовой культуры» остается для библиотек города приоритетным направлением. Мы четко понимаем, что правовые знания сегодня приобретают все более высокую социальную значимость. Они необходимы для воспитания в гражданине уверенности, способности отстоять свои права и законные интересы, принять оптимальное решение в любой жизненной ситуации.


Актуальная правовая информация апрель

Вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, которые вносят ограничения в права начинающих водителей, стаж которых менее двух лет. Они не могут буксировать другие машины, а также обязаны ездить с табличкой «начинающий водитель» - восклицательный знак в желтом квадрате. Одновременно вступили в силу поправки в постановление правительства о выдаче водительских удостоверений. Теперь их можно менять в многофункциональных центрах. RG.RU //Российская газета. 5 апреля. С. 5   
 
На официальном портале государственных услуг активизирована опция получения заграничных и общегражданских паспортов со скидкой. RG.RU
//Российская газета. 17 апреля. С. 5
 
Внесены изменения в Жилищный кодекс, согласно которым общее собрание собственников многоквартирного дома получит право определять размер потребленных ресурсов не по нормативам, а по показаниям общедомового прибора учета. RG.RU //Российская газета. 19 апреля. С. 3
   
Если дачник при жизни не успел выправить документы на свои сотки, то его наследники вполне могут рассчитывать на получение этой земли в собственность. RG.RU //Российская газета. 18 апреля. С. 1, 9
 
Жители многоквартирных домов с 1 января 2018 года могут не оплачивать квитанции по квартплате, если они не отражены в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). RG.RU //Российская газета. 24 апреля. С. 3

Принят закон о выдаче больничного листа в электронном виде. С июля пациентам можно будет не ходить к своему участковому врачу, чтобы закрыть больничный лист, достаточно будет только позвонить. RG.RU //Российская газета. 27 апреля. С. 1, 2


Уважаемые читатели!

В нашей библиотеке действует информационно-правовая система «Гарант».

В системе подробно рассматриваются практические ситуации, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни (налоги, ЖКХ и т. д.). Система позволяет найти документы по формам отчетности, материалы бухгалтерских изданий, судебную практику, комментарии к законодательным актам, региональные документы, международные договора и много другой полезной информации.

Информационно-правовая система «Гарант» - надежный помощник в решении интересующих вас вопросов.

Обращайтесь в читальный зал Центральной городской библиотеки имени В.М. Шукшина!


Центр правовой информации

предлагает жителям города следующие услуги:

  • Свободный доступ к юридической литературе и периодике, справочно-правовой системе «Гарант», правовым ресурсам Интернет и базам данных библиотеки;
  • Поиск и копирование нормативно-правовых документов на бумажные и электронные носители;
  • Выпуск малых форм печатных изданий (листовки, буклеты, памятки) по наиболее актуальным правовым вопросам;
  • Составление тематических списков правовой тематики по запросам читателей;
  • Экспресс-информации на правовые темы




Бийск: от крепости к наукограду


Сводная база краеведческих статей

Национальная электронная библиотека

ЭБС издательства Лань